Как восстановить утерянную трудовую книжку?

Столкнуться с потерей трудовой книжки – это достаточно неприятная ситуация. Бывает, что трудовая книжка утеряна не по вашей вине, но что это меняет? Ниже мы рассмотрим, как восстановить утерянную трудовую книжку, к кому обращаться в случае утери трудовой, как это сделать, за какой срок можно восстановить документ и какие государственные органы нам в этом помогут.

Первый вопрос, который имеет важное значение в деле восстановления утерянного документа – это определение виновного. Восстанавливать утерянный документ должен тот, кто виноват в его пропаже.

Восстановление утерянной трудовой книжки

Давайте разберемся: трудовая книжка может находиться или у вас, если вы в данный момент не трудоустроены, либо у вашего работодателя, у которого она хранится с момента вашего устройства на работу и вплоть до момента увольнения или выхода на пенсию. То есть виновными в пропаже трудовой могут быть или владелец трудовой книжки, или его наниматель.

Если трудовая книжка потерялась в момент, когда работник официально не был трудоустроен, восстановление этого документа всецело лежит на плечах этого работника.

Если же в потере виновен работодатель, а произойти потеря может исключительно по причине нерадивости и безответственности самого нанимателя или его сотрудников, на которых законом возложена ответственность за хранение трудовых книжек их работников, то и восстанавливать утерянную трудовую должен работодатель.

Последней нерассмотренной причиной утери может послужить чрезвычайная ситуация, например, пожар, ураган или затопление, в ходе который документация теряется, сгорает или приходит в негодность. Но это тема отдельного разговора.

Мы же рассмотрим, как восстановить трудовую книжку при потере.

Порядок восстановления трудовой книжки

Как мы уже выяснили, сперва необходимо выяснить, кто виноват в потере документа. Теперь о том, что делать.

Мы должны написать заявление о восстановлении трудовой книжки. Если в пропаже виноват ваш работодатель, то и заявление мы должны написать на его имя.

Срок на восстановление информации в трудовой книжке и на выдачу дубликата определяется законом в 15 дней.

Заявление нужно писать в двух экземплярах и передавать работодателю под роспись на втором экземпляре, чтобы зафиксировать дату приема заявления. Для той же цели можно выслать заявление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в утере документа виновны вы сами, то восстановление информации в трудовой книжке – это теперь ваша забота. Ваш работодатель может лишь помочь вам в этом, но это не является его прямой обязанностью, как было бы в случае, если бы книжка была потеряна по его вине.

Если утеря документов была массовой, то для восстановления информации создается специальная комиссия из работодателей, членов профсоюза и государственных органов.

Для восстановления утерянной информации в любом случае ко всем предыдущим работодателям направляются запросы и принимаются ответы в виде справок о периоде работы, должности и трудовом стаже работника.

Как восстановить трудовую книжку если предприятие ликвидировано?

Если организация, в которой вы когда-то работали, прекратила свое существование, и спросить о вашем периоде работы не с кого, то восстановить утерянную информацию все-таки можно, причем несколькими способами. Для восстановления можно обратиться в следующие организации:

  1. В Пенсионный фонд РФ.
  2. В Государственный архив РФ.
  3. В суд.

Как восстановить трудовую книжку через пенсионный фонд?

Чтобы восстановить утерянную информацию о трудовом стаже работника, он сам или его работодатель может обратиться в ближайшее территориальное подразделение ПФ России. Запрос в пенсионный фонд подается в письменном виде или при личном визите, или отправив запрос по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Справка о трудовом стаже, местах работы и периодах занятости гражданина бесплатно выдается пенсионным фондом в течение 10 дней с момента подачи вами заявления.

Однако такой способ восстановления будет работать только для последних лет, если необходимо восстановить данные о старых годах работы сотрудника, в пенсионном фонде может не оказаться нужной информации, поскольку персонифицированный учет был введен не так давно.

Как восстановить трудовую через архив?

Та часть данных , которая отсутствует в пенсионном фонде, может оказаться доступной в государственном архиве по месту регистрации организаций, в который вы раньше работали. Это более трудоемкий процесс, однако на ваш письменный запрос, который подается по таким же правилам, как и обращения во все государственные инстанции, вам также выдадут справку с искомой информацией о месте и сроке работы заявителя.

Что нужно делать для восстановления трудовой книжки через обращение в суд

Наконец, самый верный и вместе с тем самый трудоемкий и длительный способ добычи потерянной информации – это действие через судебные органы.

Суд может установить юридические факты вашей трудовой деятельности.

После передачи заявления в суд судебные органы самостоятельно направляют судебные запросы ко всем работодателям из числа ваших прошлых нанимателей. Практика показывает, что на такие запросы люди отвечают гораздо более охотно и быстро.

Для доказательства утерянных фактов могут также применяться и показания свидетелей.

Как вывод отметим, что восстановление данных из трудовой книжки — это процесс длительный и достаточно муторный, но решаемый. Есть как минимум четыре способа решить данную задачу, воспользовавшись прямыми запросами к работодателям, к пенсионному фонду, к государственному архиву и к суду. После получения всего массива информации о вашей трудовой деятельности на основе этой информации можно изготовить дубликат трудовой книжки, и задача будет решена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика